СУЩНОСТЬ ПРЕКРАСНОГО ПО-ЯПОНСКИ
Дизайн восточного минимализма проникает в нашу жизнь и находит отклик в душах многих россиян. Скорее всего, это происходит потому, что крайности, как известно, обладают силой притяжения. И нас, привыкших к буйству красок, разнообразию ландшафтов, бескрайним просторам, притягивает аскетизм и монохромность японских интерьеров. Однако аскетизм по-японски не означает скуку и монотонность. Самурайский меч, императорский дворец и... кухонная утварь создаются в соответствии с национальными представлениями о красоте. В традиционной японской эстетике существует четыре понятия, определяющих сущность прекрасного, - саби, ваби, сибуй и юген. Именно ими руководствуются японцы, формируя жизненное пространство.
Саби
Это естественная красота, рожденная временем. Японцы видят особое очарование в следах возраста. Их привлекает потемневший цвет старого дерева, замшелый камень в саду или даже обтрепанность - следы многих рук, прикасавшихся к краю картины. Вот эти черты давности именуются словом "саби", что буквально означает "ржавчина". Саби - это архаическая естественность, прелесть старины, поэтому печать времени подлинных предметов сможет стать украшением интерьера. И чем явственнее приметы времени, тем драгоценнее вещь.
Даже затертость чашечки для супа - это проявление саби. Кракелюрная техника широко применяется японскими мастерами-керамистами. Кракелюр позволяет сделать вещь такой, как будто она подернута патиной времени - трещинками. Создается ощущение, что держишь в руках древность, хотя плошечка могла выйти из рук мастера вчера... как, впрочем, и 300 лет назад. "Европейцы употребляют столовую утварь из стекла, стали либо никеля, начищают ее до ослепительного блеска, мы же, японцы, такого блеска не выносим. Мы отдаем предпочтение тому, что имеет глубинную тень, а не поверхностную ясность. Это тоже блеск, но с налетом мути - лоска времени, или, говоря точнее, "засаленности", - пишет в своей книге "Похвала тени" Дзуэнтиро Танидзаки.
Ваби
Это отсутствие вычурного, броского, нарочитого. Это красота простоты. Ваби - прелесть обыденного, мудрая воздержанность, умение довольствоваться малым, красота равновесия. Любой предмет - будь то лопаточка для накладывания риса или бамбуковая подставка для чайника, ваза, свиток или платье - является произведением искусства, воплощением красоты.
Но красота не существует сама по себе, она всегда - идеальное соответствие назначению. Вещь не может быть прекрасной и непригодной, непрактичной. Практичность, функциональность, утилитарная красота предметов - вот что связано с понятием ваби. В применении к столовой мебели это означает минимализм, аскетизм и монохромность. Фронты должны быть гладкими, матовыми или лакированными, без филенок и колонн. Важную роль играет цвет. Наиболее предпочтительны натуральные цвета - оттенки осенней листвы, коры, мха, кофейные, молочный оттенки. Раскладки на квадраты рейками темного дерева на матовом стекле (имитация перегородок, затянутых рисовой бумагой) еще более приблизят вид мебели к традиционной японской.
Сибуй
Это красота, заключенная в материале, из которого сделан предмет. При минимальной обработке материала - максимальная практичность изделия. Сочетание этих двух качеств японцы считают идеалом. Чашка хороша, если из нее удобно пить чай, и если она при этом сохраняет первородную прелесть глины, побывавшей в руках гончара. Японская керамическая посуда часто имеет неправильную форму, грубо вылеплена и неказисто глазирована. За счет таких художественных решений вещь можно созерцать бесконечно, каждый раз находя что-либо новое. Ведь человеческую фантазию достаточно подтолкнуть…
В интерьер желательно включить подлинную посуду для чайной церемонии и традиционных рыбных блюд, шкатулки, монохромную живопись тушью. Один-два неповторимых авторских рисунка в стиле суй-бокуга, выполненных тональными вариантами черной туши, придадут восточное очарование интерьеру вашего жилища. Колорит такой посуды подчеркнут ткани с использованием элементов традиционного японского колорита и рисунков, например с изображением мотивов из листьев бамбука, цветов сакуры, иероглифов. В качестве компонента интерьерных тканей или их декоративного элемента можно использовать соломку, рафию или джут.
Юген
Тайна искусства состоит в том, чтобы вслушиваться в несказанное, любоваться невидимым. В этой мысли коренится четвертый критерий японского представления о красоте. Он именуется юген и воплощает мастерство намека или подтекста, прелесть недоговоренности. Радоваться или грустить по поводу перемен, которые несет с собой время, присуще всем народам. Но увидеть в недолговечности источник красоты сумели, пожалуй, лишь японцы. Неслучайно своим национальным цветком они избрали именно сакуру. Лепестки сакуры не знают увядания. Они опадают прежде, чем приметы увядания коснутся их.
Юген, или прелесть недосказанности, - это та красота, которая лежит в глубине вещей, не стремясь на поверхность. Ее может вовсе не заметить человек, лишенный вкуса или душевного покоя. Японский исследователь Кенко Ио-шида (XVIII в.) писал: "У всех вещей законченность плоха, лишь неоконченное дает радостное, расслабляющее чувство". Предмет, который завершен, неинтересен, многообразие и изменчивость природного пропадают в законченности.
Считая завершенность несовместимой с вечным движением жизни, японское искусство на том же основании отрицает и симметрию. Симметрия умышленно избегается также потому, что она воплощает в себе повторение. Асимметричное использование пространства исключает парность. А какое-либо дублирование декоративных элементов японская эстетика считает грехом. Посуда на японском столе не имеет ничего общего с тем, что мы называем сервизом. Приезжие изумляются: "Что за разнобой?" А японцу кажется безвкусицей видеть одну и ту же роспись и на тарелках, и на блюдах, и на кофейнике, и на чашках.
Сервировка
Японская эстетика не делит предметы на художественные и нехудожественные: любая вещь, которую видит рядом с собой человек, должна быть одновременно практичной и красивой. Не только картина или ваза, а любой предмет домашней утвари, будь то лопаточка для накладывания риса или бамбуковая подставка для чайника, может быть произведением искусства и воплощением красоты.
Старая шутка, что японская еда, как и японская посуда, более предназначена для созерцания, чем для трапезы, имеет свои корни. В прежние времена скромность еды восполнялась красотой ее оформления. Сервировка стола до сих пор в стране цветущих хризантем считается не менее важным занятием, чем искусства боя. Японцы, прежде чем начать есть, рассматривают посуду, расположение пищи и ее украшения.
В сервировке стола ничто не делается по воле случая, практически все имеет смысл или подчинено определенным ритуалам. Многочисленные блюда, тщательно подобранные и продуманные, раскладываются на тарелочках, блюдечках, чашечках и пиалах. Японская столовая посуда специально конструировалась так, чтобы ее было удобно держать в одной руке. Держать чашку на уровне груди - выказать уважение хозяину. Сервизов в европейском понимании просто нет, вся посуда собрана по отдельности, любовно и старательно. Даже чайные чашечки при одинаковости формы разные - по материалу, цвету или рисунку. Собрать единую композицию на столе из разнородных элементов - вот высшее искусство сервировки. Японская посуда многофункциональна, используется в разном качестве.
Прихотливость формы, отчетливость растительных или морских мотивов удивляют: разве это может быть посудой? Бабочки, редиски, карпы, листья, крабы - почти плоские и крошечные. Секрет посуды, которая стремится соединиться с плоскостью, ясен. Человек насыщается не только взглядом, но и запахом. Плоская посуда имеет большую площадь для источения запахов. Игрушечность посуды обусловлена общими положениями дзен-буддизма. Дзенские практики советуют вкушать еды понемногу, но часто.
И еще два качества японской посуды, особенно деревянной - невесомость и долговечность. Последнее есть следствие использования лака уруси, который при всем торжестве химии не имеет аналогов. Лак уруси потрясающ, химически нейтрален ко всяким средам - соленой, горячей, кислой, - не выделяет никаких вредных веществ. Абсолютно натурален. На острове Кюсю много веков выращивают плантации деревьев уруси. Сок уруси (40 г в день с одного дерева) сгущают и ферментируют, получая знаменитейший лак, который предохраняет дерево от перепада влажности. Деревянная посуда, обработанная этим лаком, не трескается и служит долго. Уруси капризен, требует быстрой и качественной работы. Мастер при нанесении лака плотно закрывает все двери, чтобы на чашу или пиалу не села пылинка. Лаковая посуда имеет традиционную окраску - цвет натуральной древесины или красный, черный и белый при возможном вкраплении золотого.
Вообще, вся столовая посуда в Японии сезонная. В Новый год японцы предпочитают "зимнюю" посуду. Символы времен года постоянны: зимой - бамбук, сосна, снег; весной - сакура, слива умэ и весенние цветы; осенью - хризантема, клен и луна; летом - кукушка и вишня.
Японцы говорят, что многое из кухонной утвари может исчезнуть, но хаси - никогда. Хаси - это те самые специальные палочки, которые заплетаются в руке иностранца. Хаси подразделяются на палочки для еды и для приготовления пищи. Но есть особые, драгоценные хаси, сделанные из слоновой кости или декорированные перламутром. Обыкновенно хаси изготавливались из криптомерии, кедра и простых пород дерева. Современные хаси - пластмассовые. Последние, как и бамбуковые, - одноразовые, после трапезы их выбрасывают. Категорически запрещается облизывать хаси или зажимать палочки в кулаке. Это считается дурным тоном.
Хаси кладут на специальные подставочки-хасиоки - таким образом, чтобы они не касались стола и были обращены влево тем концом, которым берут пищу. Хасиоки, несмотря на простоту функции, можно принять за маленькие скульптуры. Эти прелестные вещицы украшают стол. Форма и внешний вид зависят только от фантазии мастера и пристрастий хозяина. Покупкой всей домашней утвари в Японии занимается глава дома. Хасиоки в виде рыбы, тыквы-горлянки, кленового листа или перца выражают отношение хозяина дома к присутствующим или подчеркивают прелесть определенного времени года. Если вы поклонник не только японского быта, но и японской кухни, необходимо учесть ритуал сервировки стола, сложившийся в течение нескольких веков. Здесь ничего не отдается на долю случая. Многочисленные блюда, тщательно продуманные и подобранные, удивительно красиво раскладываются на разного размера тарелочках, блюдечках, подносиках и в чашечках, предназначенных именно для них. Японский акцент усилят растения и цветочные композиции. Икебана и бонсаи уже несколько десятилетий как вошли в наш быт, они будут более чем уместны в интерьере а-ля Япония.
Принципы минимализма при изготовлении посуды и столовых аксессуаров присутствуют не только в собственно Японии. Множество дизайнеров, взяв этот стиль на вооружение, создают разнообразные коллекции керамики и стекла согласно восточной философии. Но нужно учитывать, что невозможно перенести японский интерьер в московскую квартиру целиком, не изменив собственным традициям и воспитанию. При создании интерьера в японском стиле надо взять на вооружение лучшие принципы японской эстетики, которая не приемлет ничего вульгарного и ценит обаяние простых линий и чистых цветов, красоты окружающей природы. Японцы умеют находить и ценят прекрасное во всем, что окружает человека в его будничной жизни, в каждом предмете повседневного быта. Мы сможем в своем доме воссоздать японский колорит, если будем руководствоваться постулатами красоты, сформулированными на японских островах несколько столетий тому назад.
Автор статьи Шевченко Р.
***
В НАШЕЙ СЛЕДУЮЩЕЙ СТАТЬЕ
Если в вашем доме есть водопровод и электричество, то для быстрого подогрева холодной воды вполне подойдет электрический проточный водонагреватель. Он компактный и быстрый, и теплая вода всегда под рукой.
***
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
ПОЮЩИЕ ПОЛКИ ОТ TRUGGELMANN
Компания Thiggelmann выпустила уникальные стеллажные системы Genesys. Одна из особенностей - полки, выполняющие функцию динамиков. Модульные конструкции имеют также встроенную прямо в колонны электропроводку: подключить любые электроприборы можно непосредственно к стеллажу. Управлять всеми приборами, подключенными к системе, можно с одного пульта.
"Архидом" №8 2005 г.
***
АНОНС! ИНФОРМАЦИЮ ОБ ЭКСПЕРТИЗЕ, СОГЛАСОВАНИИ ПРОЕКТОВ ПЕРЕПЛАНИРОВКИ И ПЕРЕОБОРУДОВАНИИ ПОМЕЩЕНИЙ, ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ
***
ЗДЕСЬ ВЫ МОЖЕТЕ ПРОГОЛОСОВАТЬ ЗА ТЕМЫ НОВЫХ СТАТЕЙ И ДОБАВИТЬ СВОЮ ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ
Вся информация данного сайта защищена авторскими правами и не может быть воспроизведена ни в какой форме, никакими средствами без предварительного письменного разрешения «Группы компаний Альта».
По всем вопросам обращайтесь по email: info2005@alta-d.ru
|
|