ГОБЕЛЕНЫ ОТ ДВОРЦА ДО СОВРЕМЕННОЙ КВАРТИРЫ
Известно, что ткацкий станок изобрели египтяне - эти пионеры цивилизации создали много полезного, в том числе и для украшения интерьеров.
А в эпоху Возрождения в Италии стали производиться декоративные ткани для обивки стен, появились шпалерные мастерские для их производства. Ткали шпалеры по эскизам художников, иногда среди них встречались мастера с мировой славой.
Если шпалеры - это изобретение европейское, то самые древние ковры появились на Востоке в IV веке до нашей эры, и только много столетий спустя, в результате развития мореплавания и торговли, они появились в средневековых замках Европы. В отличие от дворцов восточных вельмож, в европейских замках ковры не укладывались на пол, а вешались на стены, не только потому, что были баснословно дороги, но и для того, чтобы утеплить пронизанные сквозняками каменные анфилады залов. Позволить себе иметь в доме такую роскошь могли только очень богатые люди. И тогда на французских и бельгийских мануфактурах начинает развиваться собственное ковроткачество.
Европейские мастера, хоть и пытались повторить восточную технологию, основывались все-таки на собственном опыте производства тканых шпалер. И появились прекрасные творения - гобелены, представляющие собой тканые ковры без ворса из цветной шерсти или шелка разных оттенков. В их производстве лидировали нидерландские мануфактуры. Из них приглашались мастера даже в Италию, родину декоративных тканей. Так в XVI веке во Флоренции приглашенными из Нидерландов ткачами была создана фабрика, производившая шпалеры и гобелены для роскошных итальянских палаццо.
Сюжетные композиции занимали обычно центр гобелена, а по краю обрамлялись широкой каймой из традиционных декоративных элементов - ваз, букетов и цветочных гирлянд. В сюжетных композициях использовалась античная мифология, реже - религиозные мотивы. Но производились и гобелены, целиком состоящие из цветочного орнамента.
Во Франции мастерские работали в Париже, Фонтенбло и других городах. Здесь шпалеры и гобелены выполнялись со сложными многофигурными композициями и тоже имели широкую кайму обрамления из растительных узоров.
Представим себе, как выглядели гобелены в замках Европы времен позднего средневековья. Это был еще период господства готического стиля с вертикальными и острыми силуэтами. Высокие башни, островерхие крыши, винтовые лестницы, арки и своды с острыми гранями и углами. А в декоре интерьеров замка преобладали узкие стрельчатые окна, цветные витражи, каменная резьба. Центром замка был каминный зал, стены которого украшали военные и охотничьи трофеи, доспехи, оружие и гобелены с изображением мифологических сцен, а позднее - пейзажей. Каменное кружево каминной отделки, пастельные тона и плавные линии вытканных на шпалере сюжетов - все создавало неповторимую гармонию в суровом когда-то замке-крепости.
В XVII веке в Европе утвердился классицизм. Во Франции он отличался сочетанием традиционной для этого стиля стройной и симметричной общей композицией со стремлением к импозантности и внешнему блеску. Самый роскошный пример - это Версаль. Его интерьеры украшены мрамором, позолоченной лепниной, стены покрывались деревянными резными панелями. Обстановка залов поражала роскошью: множеством зеркал, золотыми канделябрами, живописными панно и гобеленами. Сюжеты гобеленов стали изысканнее, в них уже нет строгого следования канонам мифологии, все чаще изображаются жанровые сцены и красивые пейзажи.
Периоды барокко и рококо отразились на шпалерах и гобеленах появлением характерных для этих стилей мотивов: витых и легких цветочных гирлянд, всевозможных арабесок. Цветовая гамма нежная, перламутровая: сочетание белого с голубым или бледно-бирюзовым, розового с золотом. Все больше используются в производстве шелковые нити, иногда в рисунок вплетаются тончайшие нити из золота.
Наполеоновский ампир положил конец этой ненужной роскоши, теперь на гобеленах и шпалерах были изображены медальоны с военной символикой (оружие, доспехи), изредка попадались и мотивы, навеянные походами Наполеона (египетские сфинксы, скарабеи, крылатые солнца). Гобелен стал напоминать полковое знамя: обилие бронзовых деталей в рисунке, бахрома по краю, наконечники у карниза, к которому он крепился, и сам карниз тоже были из бронзы.
Развиваясь с XVII века для удовлетворения вкуса богатой знати, европейское производство изначально пошло по пути создания гобеленов с роскошными, "имперскими" рисунками. Этот французский имидж гобелену три столетия назад придумали мастера лионской мануфактуры, поставлявшие свою продукцию в Лувр: пышные цветочные букеты, династические гербы и массивные бордюры, вазы, а в сюжетных "медальонах" - античные развалины.
И до сих под всемирно известный французский дизайн - крупные цветы, ленты, медальоны и бутоньерки - привлекает почитателей своей изысканностью и шармом. Эти гобелены гармонично дополнят роскошные антикварные интерьеры, мебель из натурального дерева с инкрустациями, бронзу и благородный фарфор.
В наше время растущая популярность классических интерьерных стилей вновь возродили и популярность гобеленов. Существуют даже специализированные магазины, предлагающие полотна любого размера, сюжета и цветовой гаммы.
Небольшой гобелен можно повесить на карнизе над камином или комодом, он будет очень уместен и в спальне над резной деревянной спинкой кровати, добавив обстановке спальни аристократизма.
А посмотрите, насколько изящен гобелен, сотканный из шелковых нитей и выполненный по старинным эскизам, его нежные краски специально подобраны так, чтобы выглядели немного поблекшими от времени. Для того, чтобы это тонкое полотнище лучше сохранилось, без растяжек и деформаций, возможно, стоит его натянуть на подрамник, как картину.
Гобелен сейчас можно выбрать на любой вкус, например, выполненный в стиле модерн. На следующем фото он украшает стену над кожаным диваном. Теперь гобелен изменил несколько свое обличье, нет растительного рисунка и сюжетной композиции, но от этого он выглядит ничуть не менее декоративно в том интерьере, который призван украсить.
А в классических и антикварных интерьерах с гобеленом по декоративности и благородству может сравниться только талантливая живопись. Он способен стать стилеобразующей деталью, центром интерьера. Мрамор пола, лепнина стен, резное дерево мебели, бархат обивки - для всей этой роскоши завершающим "аккордом" служит именно гобелен!
Автор статьи Сомова М.
***
Дизайнеры и архитекторы называют лофт "жильем ХХI века". В его пространстве, полагают они, легко сформировать собственную "окружающую среду", да еще и в центре мегаполиса.
***
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
На Смоленской улице в Москве открылся новый мебельный салон "Объект". Акцент в нем сделан на мебель марки Capellini. Отличительная черта мебели этой марки в том, что проекты прошлых лет, не устаревают, а остаются актуальными и сегодня.
Источник: приложение Weekend N203 к газете Коммерсант
***
АНОНС! ИНФОРМАЦИЮ ОБ ЭКСПЕРТИЗЕ, СОГЛАСОВАНИИ ПРОЕКТОВ ПЕРЕПЛАНИРОВКИ И ПЕРЕОБОРУДОВАНИИ ПОМЕЩЕНИЙ, ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ
***
ЗДЕСЬ
ВЫ МОЖЕТЕ ПРОГОЛОСОВАТЬ ЗА ТЕМЫ НОВЫХ СТАТЕЙ И ДОБАВИТЬ
СВОЮ ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ
Вся информация данного сайта
защищена авторскими правами и не может
быть воспроизведена ни в какой форме,
никакими средствами без предварительного письменного
разрешения «Группы компаний Альта».
По всем вопросам обращайтесь по email:
info2005@alta-d.ru |
|