КРЕЩЕНСКИЕ АКСЕССУАРЫ: СВЕЧИ, ПОДСВЕЧНИКИ
В наше время свечи из источника света превратились почти в экзотику: их используют как атрибут романтического ужина, рождественское украшение дома, в дни рождения ими украшают торт. Но помимо источника света, свечи имеют и определенное символическое значение в религиозных обрядах. Наши предки им приписывали почти мистическую силу, по их пламени и расплавленному воску люди пытались узнать будущее.
Появились свечи в Древнем Риме около двух тысячелетий назад и представляли собой полуфакелы-полусвечи. А во время гонений на христиан они получили более широкое распространение, именно тогда свечи впервые стали использовать в религиозных обрядах. Горящая свеча считалась символом вечности и римляне стали зажигать свечи во время богослужений.
В Ветхозаветной церкви человек, приходя в храм, возлагал на жертвенник внутренний жир и шерсть животного, как символ жертвоприношения. А христиане стали приносить в храмы свечу, которая символически заменяла останки животных. Поэтому для производства свечей стали использовать сало, а позже - пчелиный воск. Но восковые свечи были очень дороги и зажигались только в особо торжественных случаях.
Впервые для украшения городских улиц свечи и лампы со свечами были использованы на празднование Пасхи в Константинополе в IV веке. С тех пор обычай украшать дома и подходы к храмам лампами и свечами во время религиозных праздников появился и в Европе.
В России свечи вошли во широкое употребление более восьми веков назад и назывались "макаными", потому что производились обмакиванием фитиля в растопленное сало. Во время горения такие свечи быстро оплывали, так как сало таяло, а фитиль не успевал сгорать и "нагар" приходилось часто снимать специальными щипцами. Это было очень неудобно, помимо того, сальные свечи давали сильную копоть. Тем не менее, они использовались в Росии как основной источник света в домах вплоть до XIX века, так как восковые свечи были достаточно дороги.
Свечи из воска перед важными церковными праздниками делались дома по специальным обрядам и с молитвами. В воск добавляли краску разных цветов, а при помощи кисти наносили на воск цветные рисунки, украшали золотой бумагой.
Если для церковных обрядов использовались дорогие восковые свечи, то в быту три столетия назад стали популярны свечи из спермацета - специально очищенного жира китов. Позже стали использовать парафин, получаемый при перегонке нефти или церезин (очищенный минеральный воск).
Изобретение стеарина из бычьего жира принадлежит французскому химику Шеврелю. Стеариновые свечи давали яркое, ровное пламя, полное сгорание фитиля и отсутствие копоти.
Свечи устанавливали в настольные и напольные подсвечники - канделябры.
Укрепляли в специальных гнездах в люстрах. Для чего люстры опускали с потолка с помощью специальных цепей.
И ставили в бра , висевшие на стенах. Обратите внимение, насколько красивы эти бронзовые старинные бра, укрепленные на дубовых стенных панелях, как тепло выглядит дерево, освещенное светом горящих свечей.
Когда свечи заменили на электрические лампочки, в бра и люстрах, выполненных в старинном стиле лампочки стали имитировать горящие свечи.
Наши предки относились к свечам с почти мистическим чувством. Возможно, это отголоски языческих поверий, когда пламя считалось живым, умеющим предсказывать будущее. Но, так или иначе, свечи играли важную роль в народных поверьях и обрядах. Считалось даже, что специальным образом изготовленная свеча способна вызвать раскаяние у преступника - для этого их использовали даже в судебных процессах.
У славянских народов было принято гадать на пламени свечи: их опускали на речную воду в специальных скорлупках, а по тому, как долго свеча горит и куда плывет, пытались предсказывать будущее.
В России девушки пытались разглядеть лицо "суженого" в зеркале, перед которым устанавливалась свеча,.
До сих под еще распространено гадание, во время которого в воду льют расплавленный воск свечи, а затем по форме отлитой "фигуры" пытаются предсказывать грядущие события. Обычно такие гадания происходят в Крещенские вечера. Есть в этом обряде что-то от мистики и волшебства. И выбранное время не случайно: в дни от Рождества до Крещения, с их длинными снежными вечерами, когда за окном воет вьюга или сверкают ледяными искрами высокие звезды, даже взрослым особенно хочется верить в колдовство и сказки.
Горящие свечи красивы и сами по себе, но в специальных подставках - подвечниках - они выглядят более законченно. Если вы хотите украсить дом свечами, надо выбирать подсвечники в соответствии со стилем обстановки. Например, в классическом интерьере очень органично будет выглядеть свечи в строгих черных с позолотой подсвечниках.
Для современных интерьеров подойдет подсвечники с абстрактным рисунком, яркой расцветки, такие, например, как на следующем фото.
А любителям модерна или ар-деко можно посоветовать подсвечник, будто вырубленный из целого куска хрусталя.
Если же свечи поместить внутрь хрустальной вазы, то такой "лампой" можно украсить романтический ужин или праздничное застолье.
Много веков прошло с тех пор, как наши предки создали свечу, но до сих пор пламя ее завораживает, притягивая взгляд.
Автор статьи Сомова М.
***
Специалисты - дизайнеры
предложат вам разные способы планировки, определят вид гостиной, в
зависимости от ваших стилистических предпочтений, помогут с подбором
мебели, но вначале вы должны решить для себя, какой бы вы хотели видеть свою
гостиную: будет ли это медиа-пространство с домашним кинотеатром или уютное место для
общения членов семьи и друзей. Об этом в следующей статье...
***
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
Корпус Бенуа приглашает посетить с мая по декабрь 2005 года следующие выставки:
27 апреля - 13 июня. Путь к Победе. Выставка к 60-летию Победы в Великой
Отечественной войне. Это работы художников - очевидцев, созданные в
1941-1945 годах. Это военное время, увиденное "своими глазами". Живопись,
рисунок, скульптура. Небольшая по объему выставка, тем не менее, таит в себе
открытия, ведь представляет часто известные имена с неизвестной стороны.
16 июня - сентябрь. Марк Шагал. Первая в России выставка, где будут
представлены работы художника не только российского периода, но и
произведения , созданные за рубежом , в 60-80-е годы прошлого века, что дает
самое полное представление о развитии творчества марка Шагала. Представлены
будут произведения из коллекций музеев Санкт-Петербурга и Москвы, центра
Помпиду, музея Шагала в Ницце, а также 20 работ из собрания семьи Шагала.
Это первая после 1988 года выставка марка Шагала в России.
16 июня - 10 сентября. Искусство коллажа. Первая выставка, представляющая
искусство коллажа в его развитии, начиная с 18 века. Будут представлены
имена тех художников, кто постоянно работал в этом направлении, а также тех
, кто обращался к жанру коллажа и ассамбляжа эпизодически. Выставка
показывает жанр коллажа, как предшественника популярного ныне жанра
инсталляции.
29 сентября - 28 ноября. Валентин Серов в Русском музее. Выставка называется
"Серов в Русском музее" и на ней представлены только произведения из
собрания ГРМ. Посвящена она 140-летию со дня рождения В.А.Серова, но
серовская музейная экспозиция не подвергнется изменению - живописные
произведения останутся на своих местах, на выставке будет представлена
графика, которой очень много в собраниях ГРМ и которая до сего времени
практически не выставлялась.
7 ноября - 10 февраля 2006 г. Время перемен (Отечественное искусство
1960-80-х). Выставка должна показать современному зрителю предмет самых
яростных споров в 60-80-е годы прошлого века. Показать, что считалось
"официальным" и неофициальным" искусством (так называемым "андеграундом").
Два этажа выставки реконструируют эти формы искусства, существовавшие в
России во второй половине ХХ века. Осень. Искусство Жостово. Выставка
посвящена Жостову, знаменитому своими росписями металлических подносов
подмосковному центру народного искусства. Русский музей обладает богатой
коллекцией жостовских подносов. На выставке будут вещи XIX в. - сухарницы,
трактирные подносы, дорогие подносы - панно, которые служили украшением
интерьера, а также подносы советского периода 1930-1950-х гг. Основная часть
экспозиции - искусство Жостово 1970-х - годы расцвета народного промысла.
Будут представлены уникальные авторские произведения заслуженных художников
России Н.Л.Гончаровых, народных художников России Б.Графова и Н.Антипова и
др. В выставке примут участие Государственный Эрмитаж, музей-заповедник
"Петергоф", Жостовская фабрика и др. Осень. Круг художников. Выставка
продемонстрирует историю известного ленинградского объединения "Круг
художников" 1925-1932 гг. В него входили такие художники, как А.Самохвалов,
В.Пакулин, А.Пахомов, А.Русаков, А.Почтенный и др. Своей творческой
декларацией они провозглашали поиски "стиля эпохи", а в творческой практике
ориентировались на высокий профессионализм, современный сюжет и пластический
эксперимент. конец года. Картина и мода. Выставка прослеживает историю моды,
историю стиля "бытовой жизни" через изобразительное искусство.
***
АНОНС! ИНФОРМАЦИЮ ОБ ЭКСПЕРТИЗЕ, СОГЛАСОВАНИИ ПРОЕКТОВ ПЕРЕПЛАНИРОВКИ И ПЕРЕОБОРУДОВАНИИ ПОМЕЩЕНИЙ, ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ
***
ЗДЕСЬ
ВЫ МОЖЕТЕ ПРОГОЛОСОВАТЬ ЗА ТЕМЫ НОВЫХ СТАТЕЙ И ДОБАВИТЬ
СВОЮ ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ
Вся информация данного сайта
защищена авторскими правами и не может
быть воспроизведена ни в какой форме,
никакими средствами без предварительного письменного
разрешения «Группы компаний Альта».
По всем вопросам обращайтесь по email:
mnm@alta-d.ru |
|