ЭКЛЕКТИКА, КАК СТИЛЬ АМЕРИКАНСКОГО ДОМА
По сравнению с европейской, история Соединенных Штатов Америки невелика, а население страны формировалось
по принципу "с миру по нитке". Национальности "американцы" не существует, есть граждане Соединенных штатов, приехавшие на
американский континент из самых разных стран и уголков мира. Здесь есть англичане и итальянцы, китайцы и африканцы, русские
и потомки американских индейцев, и каждый "привозил" с собой культуру и традиции своего народа.
Развитие архитектуры в Америке тоже существенно отличалось от европейской. Бурное развитие промышленного
и жилищного строительства началось в середине XIX века, после Гражданской войны. И американские архитекторы - воспитанники
европейских академий - создают своеобразный архитектурный стиль, сочетающий
европейские тенденции подражания классической архитектуре с традициями жилищ первых американских переселенцев, для которых
характерна функциональность в ущерб эстетике: несимметричная планировка дома, произвольное расположение оконных проемов на
фасаде и высоко вздымающаяся над крышей труба. Именно поэтому в Америке
вплоть до начала прошлого века господствовали в архитектуре стилизации и эклектика.
Но в результате бурного развития страны и массового строительства жилья, в Соединенных штатах значительно
раньше, чем в Европе стали применяться принципы стандартизации, в результате чего жилые дома массовой застройки стали представлять
собой набор стандартных конструкций и деталей. Так возник облик "одноэтажной Америки".
Также в отличие от Европы, в США рано стали применять в строительстве металлические конструкции в качестве
несущего элемента многоэтажных зданий, а архитекторы Чикагской школы вошли в историю в связи со строительством первых небоскребов.
С ростом мегаполисов, плотно застроенных и почти без зелени, начинается бегство зажиточных слоев населения в пригороды, где
строятся небольшие особняки.
Их свободная планировка, все еще сохраняющаяся асимметричность и связь с природным окружением напоминают
о домах первых поселенцев, осваивавших американский континент. Но в этих зданиях уже чувствуется стиль, их объемы органично
вписываются в окружающую природную среду, а нависающие кровли создают необычный облик и выразительную игру светотени на фасаде.
В этот же период, в начале XX века, в Америку приходит модерн,
который в Европе уже вытесняется конструктивизмом. Период модерна, с
его стремлением к утонченному декору, впервые выделил интерьер, как самостоятельную область архитектуры, возникла новая специальность:
архитектора по интерьеру.
Двухэтажные односемейные дома, известные как дома типа "прерий", приобретают в Америке все большую популярность,
благодаря используемым в строительстве природным материалам (дерево и камень) и непосредственной связи здания с природой.
Конструктивно они напоминают немецкие или голландские фахверковые деревянные дома благодаря наружным деревянным
балкам и нависающему верхнему этажу. Основной особенностью этих домов является его открытость окружающей среде, когда из внутренних
помещений дома образуется свободный выход в сад. Этому способствуют широкие застекленные двери
холла, большие окна и множество разнообразных галерей, террас и балконов,
окружающих весь дом.
Выведенные наружу концы балок этих балконов и террас, слегка напоминающие бунгало, с одной стороны повторяют
рисунок кровли, а с другой - продолжают элементы внутренней отделки, объединяя внутреннее пространство дома с окружающей природой.
Поскольку внешне такие дома принципиально не имели архитектурных украшений, в композицию фасада включалась
живая растительность, для которой предусматривались специальные устройства, например, цоколь, отделанный натуральным камнем
и напоминающий средневековые замки, украшался кадками с растениями.
Очень часто в этих домах устраивалась двухэтажная общая комната, связанная с комнатами верхнего этажа посредством
балкона. А геометрический рисунок деревянных балок напоминает традиции тяжелых потолков английских коттеджей.
Интерьер дома обычно выполнялся в стилистике модерна: цветные стеклянные светильники
и витражи в полукруглых окнах над дверью, много натурального дерева в убранстве дома, растительный резной орнамент на облицовке
камина и деревянных элементах мебели
- все это непременные атрибуты модерна.
Но в американском варианте этому стилю не хватает гибкости линий, европейского изящества и утонченности.
Например, лестничные пролеты прямолинейны с деревянными перилами, в отличие от изогнутых лестниц европейского модерна с их
ажурными коваными решетками перил, отделанных деревом.
Мебель красного дерева в столовой тоже, скорее, функциональна,
чем красива. Стол овальной формы на устойчивых прочных ножках и окружающие его стулья выполненные из красного дерева просты
по форме, а единственным их украшением можно считать сиденья обитые темно-коричневой натуральной кожей. В кабинете
мебель с панелями из благородного дерева имеет простые геометрические формы и практически не имеет отделки. Украшением комнаты
служит светильник, отделанный бронзой и покрывающий паркетный пол светлый шерстяной ковер.
Американский модерн в интерьере несколько аскетичен, но не лишен благородства.
Мягкая мебель тоже не изящна, но очень удобна и в американских интерьерах играет важную роль. Комфорт и функциональность
ее, как и всего интерьера дома в целом бесспорны.
Большие и "протяженные", мягкие даже на глаз, диваны и кресла, в которые хочется даже не сесть, а упасть
- они занимают довольно большую часть жилого пространства.
Послевоенная американская архитектура жилья со второй половины прошлого века отличается большим разнообразием
и роскошью. Так виллы послевоенных лет предназначены не только для жизни, но и для демонстрации материальных возможностей
заказчика. Они строятся в неожиданных местах: посреди пустыни, куда специально подводится вода и создается оазис с бассейнами
и садами или внутри естественного холма. Отличаются они и изысканностью в выборе материалов, например, целиком сделаны из
стекла, только кухня и санузел помещаются в непрозрачном цилиндре. Часто в строительстве вилл используется контрастное сочетание
современных высокотехнологичных материалов с нагромождением дикого камня, а во внутренний интерьер жилых помещений включаются
"куски природы" в виде дерева или части скалы, как в последних работах известного американского архитектора Райта.
Стиль американского дома, возник вначале как результат смешения разнообразных национальных традиций и культур,
привнесенных на континент со всех концов света основными жителями страны - эмигрантами, со временем превратился в полноценный
и оригинальный стиль, в основе которого - эклектика.
Автор статьи Сомова М.
***
Стиль английских домов своеобразен, обаятелен и уютен, он имеет много поклонников, и не зря. Об этом в нашей следующей статье.
***
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
В Московский бутик Lalique на днях поступит новая коллекция предметов интерьера, которой пока обладает только
французский бутик этой марки. В коллекцию вошли предметы, которые продолжают все линии аксессуаров для дома от этой марки.
Источник: приложение Weekend от 27 февраля к газете "Коммерсант"
***
АНОНС! ИНФОРМАЦИЮ ОБ ЭКСПЕРТИЗЕ, СОГЛАСОВАНИИ ПРОЕКТОВ ПЕРЕПЛАНИРОВКИ И ПЕРЕОБОРУДОВАНИИ ПОМЕЩЕНИЙ, ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ
***
ЗДЕСЬ ВЫ МОЖЕТЕ ПРОГОЛОСОВАТЬ ЗА ТЕМЫ НОВЫХ СТАТЕЙ И ДОБАВИТЬ СВОЮ ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ
|