ЗАГАДОЧНОЕ МЕРЦАНИЕ ЗЕРКАЛ
Первым зеркалом для человека стала водная гладь, увидев себя в ней, он уже не смог успокоиться и пытался
создать что-либо подобное сам. Так в жилищах Древнего Востока появились отполированные до блеска куски обсидиана. Египтяне использовали полированные золотые пластины, а бронзовые диски украшали
дома в Китае.
Зеркала из стекла впервые сделали в средневековой Голландии. А во времена Ренессанса
возникают стеклянные мануфактуры в венецианском городке Мурано. Стеклодувы из этих мануфактур достигали невиданных по тем
временам результатов: создавали цветное стекло, вплавляли в него золотые нити, выдували сложной формы сосуды и вазы. Секреты
стеклянного производства хранились в строжайшей тайне, до сих пор остаются загадкой некоторые технологические приемы муранских
мастеров. Там же впервые горячее стекло было раскатано на полированной бронзовой пластине - получилось почти современное зеркало.
Позже на стеклодувных фабриках Европы зеркала делают из ртутно-оловянной или серебряной амальгамы. Стоили
они баснословно дорого и доступны были только королевским семьям и богатейшей знати. Чтобы показать величие Франции, король
Людовик XIV построил в возводимом в то время дворце в Версале Зеркальную галерею. Роскошью отделки, лепниной, резьбой и позолотой,
а, главное, обилием и дороговизной зеркал она поражала современников, вызывая к французскому королевскому дому уважение и
зависть.
Эпоха стиля рококо придала зеркалу новое назначение:
отражать, многократно повторяя вычурные и сложные элементы отделки мебели
в виде цветочных гирлянд, золотые нити тканей в обивке стен,
обилие позолоты, шелка и бархата. Это было поистине время господства зеркал в интерьере, своим блеском они как бы подчеркивали
и без того избыточную роскошь.
Менялись эпохи, архитектурные стили, менялась мода на интерьеры - они то насыщались мебелью и декором, то
удивляли аскетизмом. Оправа и форма зеркал тоже менялись в зависимости от стиля, но в любом интерьере зеркало занимало почетное
место, являясь как бы завершающим аккордом.
Классицизм предпочитает зеркала прямоугольной формы,
оправа строго симметрична и напоминает архитектурный ордер. Но насмотря на строгость и лаконичность форм, зеркало в классическом
стиле всегда современно, а тонкая золоченая оправа его выглядит очень изысканно, придавая интерьеру благородство.
Ампир оправляет зеркало в легкую позолоту задрапирванных знамен (дань военной символике), украшает резным
орлом или обрамляет золочеными бронзовыми кистями. Период барокко добавил лепнины и позолоты в зеркальную раму, сделав зеркало
овальной формы. Рококо в этом направлении постарался еще больше. Рамы теперь делют в виде цветочных гирлянд сложной формы.
Выполнены они из дерева с резьбой, поверх которой нанесена позолота или отлиты из бронзы. Зеркала имеют не только сложную
раму, но и вычурную криволинейную форму, ставятся на пол на бронзовых опорах, напоминающих лапы.
Модерн, оставив изгибы и текучие линии, убрал излишнюю
лепнину. Рама стала резной деревянной, причем украшением служила не только сложная, красивая резьба, но и сама фактура дерева
ценных пород. Растительные мотивы, мягкие линии, гладкое полированное дерево с очень декоративной структурой древесины - все
красиво и благородно.
В современной обстановке жилищ типичные черты определенных
стилей часто смешиваются, сохраняя строгое соответствие канонам жанра только в редких, воспроизводящих эпоху "исторических"
интерьерах. Поэтому чаще всего присутствуют некие мотивы или отголоски стилей, которые в осовремененном варианте получают
новое звучание. То же самое происходит и с зеркалом.
Но, по-прежнему, зеркало остается важной частью интерьера, неким завершающим его штрихом. Поэтому дизайнеры
рекомендуют покупать зеркало в последнюю очередь, если оно не входит как составная часть в конструкцию мебели.
Так, например, прямоугольное зеркало в кованой черной раме на бледно-терракотовой стене смотрится очень роскошно,
придавая интерьеру "дворцовый" оттенок.
Вообще, черный цвет рам придает зеркалу таинственность
и строгость одновременно, а если еще такие зеркала отражают друг друга, эта таинственность приобретает почти магическое звучание.
Помогают такому ощущению и необычный колорит интреьера лиловых оттенков и темная мебель.
А черная рама над белым мраморным камином служит той необходимой нотой, которая придает обстановке завершенность.
Гармонируя с темным деревом мебели и светлой обивкой кресел, зеркало добавляет современность в интерьер в стиле модерна начала
прошлого века.
В зеркалах действительно присутствует нечто магическое и таинственное. Об этом вспоминаешь, когда попадаешь
в авангардную ванную комнату. Она могла бы соперничать с операционной
и была бы менее выразительна в своей агрессивной белизне, если бы не простое прямоугольное зеркало. В данном случае зеркало
не просто украшение, оно вызывает ассоциации с известным черным квадратом Малевича и притягивает взгляд, как провал или окно в иной мир.
В детской зеркало тоже украшает интерьер, но здесь
оно более функционально. В этой комнате целесообразно повесить зеркало в простой раме в тон мебели или яркой цветной раме,
которая будет служить дополнительным цветным украшением комнаты, но желательно, чтобы оно было достаточно прочным. Зеркал
в детской не должно быть много, так как излишний блеск, как и яркий свет,
может утомлять детский глаз.
С помощью зеркал можно не только украсить, но и изменить конфигурацию пространства. Так, например, зеркальная
стена в небольшой по размеру прихожей, создаст ощущение просторного помещения. А отраженная в ней хрустальная люстра
добавит света и "солнечных" бликов в помещение, не имеющее окон.
В прихожей и гостиной, детской и спальне,
ванной и гардеробной - везде зеркало необходимо. Бесстрастно отражая окружающий нас мир и нас самих, зеркало - маг и волшебник
- раздвигает стены, создает иллюзию иного мира, иных пространств, увлекая и завораживая. Ведь не зря мы в детстве так увлекаемся
сказкой о Зазеркалье.
Автор статьи Сомова М. М.
***
"Кухня-остров" - одна из самых распространенных тенденций организации современного кухонного
пространства. Читайте в нашем следующем выпуске.
***
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
Создатель кухонной мебели "Заветы предков" Марк Вилкинсон считает, что мебель должна радовать глаз и приносить
удовольствие, также как вкусная еда и хорошее вино. В его новом салоне кухонь (Кутузовский пр-т, 4) можно увидеть весь модельный
ряд этой марки. Например, серия ETRUSCAN KITCHEN навеяна архитектурой Древнего Египта и Древней Греции. Витые колонны и резные
карнизы украшают кухонную мебель, придавая ей торжественный вид. Фасады всех моделей изготовлены только из массива дерева,
а декоративные элементы вырезаются вручную. /ж-л "100% Кухни"/
***
АНОНС! ИНФОРМАЦИЮ ОБ ЭКСПЕРТИЗЕ, СОГЛАСОВАНИИ ПРОЕКТОВ ПЕРЕПЛАНИРОВКИ И ПЕРЕОБОРУДОВАНИИ ПОМЕЩЕНИЙ, ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ
***
ЗДЕСЬ ВЫ МОЖЕТЕ ПРОГОЛОСОВАТЬ ЗА ТЕМЫ НОВЫХ СТАТЕЙ И ДОБАВИТЬ СВОЮ ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ
|