ПРАЗДНИК СВЕТА
Свет это язык интерьера, говорят дизайнеры.
С его помощью создается ощущение пространства, формы,
цвета, фактуры. Свет может «выявить», «разрушить»
или исказить архитектуру.
Он создает самые различные оттенки настроения, может
быть мрачным и таинственным, спокойным и расслабляющим,
возбуждающим и бодрящим. Каждый из нас наверняка может
припомнить собственные впечатления, когда по-разному
освещенные, одни и те же предметы (или комнаты) удивляли
своими «метаморфозами».
В интерьере жилого помещения есть правила, позволяющие
достичь зрительного комфорта. Для этого надо выдержать
на определенном уровне много светотехнических параметров:
оптимальную освещенность, гармоничное распределение
яркости света по основным поверхностям помещения, правильную
цветопередачу, тенеобразование. Следование этим правилам
помогает одновременно решать функциональные и эстетические
задачи в соответствии с назначением того или иного помещения.
Но человек существо эмоциональное. Мы все
больше устаем от привычных, устоявшихся приемов оформления
жилья. Хочется чего-нибудь необычного, праздничного.
Часто желанием заказчиков является создание эмоционально
насыщенного, «драматического» интерьера.
Идя навстречу таким запросам, разработчики и дизайнеры
предлагают непривычные, а иногда просто сверхоригинальные
идеи, опрокидывающие устоявшиеся штампы, создают действительно
сногсшибательные эффекты.
![](http://www.alta-d.ru/encyclopedia/images/t01052002_01.jpg)
Освещение интерьера высокое искусство,
сродни живописи и графике. О нем все чаще говорят как
об искусстве театральном. В театральном действе при
помощи набора приемов подачи света в нужное место и
в нужный момент режиссер добивается появления у зрителя
желаемой гаммы эмоций. Так и в жилом помещении: дизайнер
создает световые сцены, разграничивает планы, высвечивает
те или иные зоны. Художественные
возможности света особенно подходят для современного
частного жилья. Оно, во-первых, многофукционально, а
значит, и световая многоплановость здесь весьма актуальна,
а во-вторых, оно все чаще возмещает недостатки естественного
освещения. Если с естественным освещением, предопределяемым
планировкой квартиры, поделать ничего нельзя, то искусственное
возможно корректировать. Иногда нехватку солнечного
света могут успешно заменять большие светильники в потолке.
Они имитируют естественное освещение, проникающее с
крыши, а по форме могут быть самыми необычными.
![](http://www.alta-d.ru/encyclopedia/images/t01052002_02.jpg)
Использование искусственного освещения ничем не ограничено,
и дизайнеры придумывают порой самые невероятные вещи.
Например, располагают лампы вдоль плинтуса, нацеливая
их на стену, и помещение озаряется рассеянным отраженным
светом. Или делают колонны, в которых капитель и база
соединены «стволом» из ярко направленных
лучей. Еще один вариант осветить потолок
разноцветными скрытыми источниками, создавая театрально-цирковой
эффект. Наконец, очень модное нынче решение, ставшее
возможным благодаря оптоволоконной технологии
имитация на потолке звездного неба. Используя возможности
нижнего, верхнего и среднего света, можно создать много
световых сцен, объединенных общим сюжетом, например
«земли и звездного неба». «Земля»
подсвечивается скрытым источниками, а хаотично разбросанные
по потолку «звезды» создаются точечными
светильниками. Эффект ночного неба усиливает наличие
большого числа отражающих поверхностей.
![](http://www.alta-d.ru/encyclopedia/images/t01052002_03.jpg)
Все большее распространение получает комбинация нескольких
групп освещения. Та или иная световая группа выбирается
в зависимости от ситуации, которой необходимо добиться.
Периметральный свет работает на стену. Он может быть
точечным. Центральный свет часто подменяется стеновым
светом (бра с определенной резкостью). Часто применимы
галогеновые лампочки, которые дают контрастный световой
эффект. Если у потолка
и пола есть разные уровни, их усиливают параллельной
подсветкой, чаще всего это неоновый свет.
![](http://www.alta-d.ru/encyclopedia/images/t01052002_04.jpg)
Экспериментируя, дизайнеры пытаются включить в сферу
своих опытов свет как материал. Так, совсем недавно
была изобретена мебель из светящегося материала. В прозрачные
панели из акрилового стекла встроили полупроводниковые
светоизлучающие диоды. Срок их службы 100 тысяч часов
(10 часов в день в течение примерно 27 лет). Благодаря
диодам она может испускать свет 16 миллионов оттенков
цвета. Такая светящаяся мебель открывает в пространстве
«четвертое измерение», в котором все воспринимается
неожиданно. Серийные образцы такой мебели еще только
готовят выпустить в продажу.
![](http://www.alta-d.ru/encyclopedia/images/t01052002_05.jpg)
Вообще-то идея сделать свет органичной составляющей
мебели и других элементов интерьера не нова и решается
по-разному.
![](http://www.alta-d.ru/encyclopedia/images/t01052002_06.jpg)
Можно обойтись и собственными силами. Например, устроить
светящиеся точки внутри столешницы праздничного обеденного
стола. Для этого не понадобятся сложные технологии,
только много лампочек и несколько программ их включения.
Лампочки распределяют на плоскости, на раму кладут стекло,
через специальный проем выводят шнур. В зависимости
от программы свет может мерцать или «пробегать»
по всей длине.
![](http://www.alta-d.ru/encyclopedia/images/t01052002_07.jpg)
Придать праздничность жилью в торжественных случаях
может даже обычное зеркало, если пустить свет по его
периметру. Такое зеркало тоже можно изготовить самостоятельно.
В обычный металлический профиль, примененный в качестве
рамы, встраивается подсветка из маленьких синих лампочек,
а электрический кабель выводится из угла рамы под консоль,
к трансформатору. Получается очень элегантно.
![](http://www.alta-d.ru/encyclopedia/images/t01052002_08.jpg)
Самое прекрасное в свете это то, что с
его помощью можно создать праздничную атмосферу без
особых усилий и больших финансовых затрат. Иногда достаточно
найти «гвоздь программы», например, торшер
необычного дизайна, и «поддержать» его дополнительными
источниками света, например, живым огнем камина
или свеч.
![](http://www.alta-d.ru/encyclopedia/images/t01052002_09.jpg)
Оглянемся вокруг. В прихожей
у нас чаще всего светит один потолочный светильник,
иногда дополненный настенным бра. А если вместо общего
верхнего освещения применить неожиданный вариант
нижний свет, то это придаст помещению совершенно необычный
вид.
![](http://www.alta-d.ru/encyclopedia/images/t01052002_10.jpg)
«Надо включить свет в ванной»,
говорим мы, имея в виду, естественно, ванную комнату.
Но теперь все не так просто, потому что свет добрался
до самой воды. Появились ванны, «усыпанные»
лампочками. А почему нет? Почему бы, принимая ванну
с гидромассажем, не совместить физическое удовольствие
с эстетическим?
![](http://www.alta-d.ru/encyclopedia/images/t01052002_11.jpg)
В небольшой по размерам ванной комнате можно применить
прием «невидимого» света, хитрые комбинации
отражений и подсветки будто наполняют пространство помещения
воздухом, делают невесомыми стены.
![](http://www.alta-d.ru/encyclopedia/images/t01052002_12.jpg)
Сделать современными осветительными средствами особый,
необычный интерьер несложно. Дело в другом
не окажется ли такой дизайн чрезмерным грузом при длительном
воздействии, не спровоцирует ли излишнюю напряженность?
Как показывают самые последние исследования, в том числе
из сферы психологии, именно освещение наиболее сильно
влияет на формирование настроения. Будут ли отдельные
яркие акценты гармонировать с обликом дома в целом?
Надо как следует подумать, проконсультироваться с профессионалами.
И да будет свет радости!
|