ЛАКОНИЧНАЯ КРАСОТА ШВЕДСКОГО СТИЛЯ
Швеция - это туманное море со множеством мелких прибрежных островов и изрезанный неглубокими заливами берег,
это еловые, березовые и сосновые леса, мхи, лишайники и вереск, чистые прозрачные озера и реки, гранитные скалы и валуны.
Здесь природа служит образцом сдержанной, лаконичной красоты: бледно-серое северное небо, сочная зелень травы и хвои, темные
массивы гранита, белые паруса яхт и чайки над морем. Красота северной страны неброска и сурова, но, если вглядишься в нее
- она завораживает.
В начале XVI века Швеция стала независимым королевством, которое в результате завоевательных войн за два
века значительно раздвинуло свои границы в районе Балтийского моря. И, как следствие роста могущества страны, начинается бурное
строительство. Многочисленные дворцы и поместья строили архитекторы, прошедшие обучение во Франции и Италии, но чужеземным
архитектурным формам здесь всегда придавали национальный характер, корнями уходящий в народное зодчество.
Традиционное шведское жилище было в основном деревянным. Только области бедные лесом покрыты фахверковыми
сооружениями. Усадьба состояла из жилого дома и хозяйственных построек, объединенных вокруг двора. Архитектура крестьянской
усадьбы и деревянных колоколен, складов и гостиниц отличается строгой простотой и скупым декором.
Для жилых помещений с низким потолком характерно небольшое количество мебели
и контрастное сочетание белого с красным или красного с зеленым. В домах
шведских бондов (свободных крестьян) прямоугольная кровать делалась в виде алькова, у которого стенки с окошками подпирали
потолок. Обычно кровать, больше напоминавшая шкаф, ставилась в угол
- для тепла и имела соломенную перину. Стены комнат покрытые деревянными
панелями, красились в белые или зеленые цвета, а в обстановке обязательно присутствовали красные детали. В красный цвет традиционно
красили и фасады домов. Собственно делалось это не для красоты. Деревянные дома покрывались специальным раствором от сырости,
который и придавал дереву красный оттенок.
Шведы очень любят свои национальные особенности и чтут культурные традиции, бережно сохраняя памятники жизни
и быта своих предков. В столице страны создан уникальный музей-заповедник под открытым небом, Скансен, куда были свезены все
сохранившиеся с разных эпох жилые постройки. Здесь есть и потемневшие от времени крестьянские деревянные дома, и особнячки
зажиточных купцов, и дома из дворянских поместий. А "население" в национальных костюмах занято традиционными ремеслами: гончарным,
кузнечным, ткачеством. В этом музее собрана почти вся история страны.
Средневековые замки, по понятной причине не вошедшие в музей, представляли собой скорее оборонительные, чем
жилые сооружения. Это мощные каменные крепости с высокими башнями и узкими окнами. Но интерьеры их менее суровы. Стены покрыты
росписью, воспроизводящей растительные мотивы и до половины высоты оформлены резными деревянными панелями. Украшением стен
также служило оружие и охотничьи трофеи.
С XVII века началась перепланировка и застройка столицы - Стокгольма. Строится знаменитый Королевский замок
- воплощение в архитектуре славы и мощи северной воинственной державы.
А спустя столетие шведская архитектура оказалась под влиянием европейских стилей
- классицизма и рококо. Произошло это в эпоху короля Густава, правившего
всего двадцать лет с 1770 по 1790 годы, но сформировавшийся в этот период времени стиль, названный густавианским, господствовал
в Швеции вплоть до половины девятнадцатого века, и приобрел популярность не только на родине, но во Франции и в Италии - этих
искушенных законодательницах мод. Более того, густавианский стиль оказал существенное влияние на дальнейшее развитие шведского
дизайна мебели и интерьеров.
Своеобразие этого стиля мебели и интерьеров состоит в органичном соединении элементов европейского классицизма
и рококо с историческими традициями в шведской архитектуре и декоре. В этом стиле нашли отражение и приглушенные краски и
чистота линий шведского пейзажа, красота которого не в сочности цвета,
а в тончайших переливах света и тени, в нежном сочетании прохладных
полутонов и оттенков.
Деревянная мебель в густавианском интерьере украшена резьбой и покрыта белой краской. Столы и стулья округлой
формы с тонкими изогнутыми ножками. Спинки стульев выполнены в форме медальонов, вырезаны из дерева или покрыты тканью.
Очень популярны мягкие диваны со множеством подушек, с прямыми деревянными или обитыми тканью
спинками и такими же боковинами-подлокотниками. Тканевая обивка: бело-голубая клетка.
Впервые появляются в обстановке и турецкие диваны, состоящие из нескольких рядов подушек,
прислоненных прямо к стене. В то время они были последним криком моды. Одним из основных элементов густавианского интерьера
были также большие расписные панно, обрамленные тонкими золотыми рамками и стены в пастельных тонах покрытые росписью, имитирующей
драпировки и колонны, растительные гирлянды и даже ниши со скульптурой.
Печь, занимавшая одно из центральных мест в интерьере, более уместная для обогрева, чем распространенные
в Европе камины, покрывалась белыми изразцами с рисунком в виде голубых медальонов.
А керамическая посуда с голубым классическим рисунком на белом фоне, выставленная на полки, была непременным украшением стен
в столовой.
Спокойная цветовая гамма, симметричность в росписи стен и расположении мебели создавали атмосферу уравновешенности
и комфорта, а сочетание белого цвета с резьбой и голубой росписью придавали обстановке нарядность и изящество.
Неповторимое обаяние густавианского стиля до сих пор имеет множество поклонников. И современные шведские
интерьеры с белыми стеллажами и шкафами, дверцы которых сделаны из матового стекла, белыми стульями, открытыми полками, со
светлым дощатым полом, с диванами, покрытыми льняными чехлами, с большими окнами, пропускающими в комнату много света, с легкими
прозрачными занавесками тоже кажется "дышат" временем ГуставаIII.
Автор статьи Сомова М.
***
Есть целая группа обоев, предназначенных под покраску. Этот метод покрытия стен довольно популярен, и о
нем - наш следующий выпуск.
***
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
C 24 по 29 марта в Москве пройдет Международный фестиваль архитектуры и дизайна интерьера "под крышей дома…".
Традиционно программа фестиваля включает в себя конкурс профессиональных работ по созданию и декорированию интерьера, а также
выставку фирм, работающих в этой области. Кроме этого, программа насыщена такими мероприятиями как мастер классы, профессиональные
семинары и презентации. Место проведения: Архитектурно-строительный центр "Дом на Брестской" (2-я Брестская д.6).
Источник: www.salon.ru
***
АНОНС! ИНФОРМАЦИЮ ОБ ЭКСПЕРТИЗЕ, СОГЛАСОВАНИИ ПРОЕКТОВ ПЕРЕПЛАНИРОВКИ И ПЕРЕОБОРУДОВАНИИ ПОМЕЩЕНИЙ, ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ
***
ЗДЕСЬ ВЫ МОЖЕТЕ ПРОГОЛОСОВАТЬ ЗА ТЕМЫ НОВЫХ СТАТЕЙ И ДОБАВИТЬ СВОЮ ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ
|