МАРОККО: УТОНЧЕННАЯ ЭКЛЕКТИКА ИНТЕРЬЕРОВ
Страна-перекресток, расположенная между Африкой и Европой, между Средиземным морем и Атлантическим океаном,
- Марокко. А в самом ее "северном" городе, близком к Европе - Танжере - с древности сходятся торговые пути, смешиваются культуры
разных народов, их традиции. Этот своеобразный город, не похожий ни на какой другой город мира, любят знаменитости: художники,
писатели, модельеры и режиссеры. Здесь они покупают и обустраивают в местном стиле
особняки, пишут картины и книги, снимают фильмы.
За свою долгую историю Танжер был и финикийским, и римским, и португальским городом, а в XVII веке даже принадлежал
лично королю Англии. И только в начале века XX западноевропейские державы взяли город под международную юрисдикцию. Тогда
же в этот шумный белый город на берегу синего моря потянулись европейские и американские знаменитости. Но даже возврат Танжера
в состав Марокко их не отпугнул. Живописная экзотичность этого города нравится многим: он раскинулся на берегу бухты, где
скалы перемежаются с песчаными пляжами, а в пышной зелени садов, среди высоких силуэтов старинных мечетей, расположены небольшие
старые домики и вновь отстроенные комфортабельные особняки.
В традиционных марокканских интерьерах ощутимо влияние нескольких культурных традиций: прежде всего это берберская
и испано-мавританская. Но еще со времен финикийского и римского владычества здесь ощутимо влияние греческих и римских культур. Походы Наполеона и колониальное прошлое Марокко привнесли в интерьеры
и французские мотивы. Африканские культуры тоже наложили свой, хотя и слабый, отпечаток. Так на протяжении веков в стране
сложилась уникальная культурная среда. А в обстановке жилищ теперь органично сочетаются мавританские сложные орнаменты, дорогие
материалы и европейская мебель с грубоватым стилем кочевников-берберов.
Эта смесь восточного изящества и первобытной суровости создает особое обаяние, неповторимый колорит.
Берберский стиль отличается скупостью деталей и декора. Внешне такой дом приземист, имеет толстые стены
из глины и щебня с узкими окнами и отвечает основным требованиям берберов:
давать кров, сохранять урожай и спасать от врагов. Современный типичный марокканский дом - это тоже приземистая кубовидная
постройка с арками в светлых оштукатуренных стенах. Выходящие на улицу, эти стены неприступны и прочны, как в старину, но
за ними скрываются внутренние дворики с садами и фонтанами, много открытых
веранд, затененных от палящего солнца полупрозрачными навесами из тростника.
Внутри дома стены оштукатурены смесью извести, песка и цемента. На светлом фоне стен темное резное дерево
ставней и дверей смотрится изысканным украшением. Искусной резьбой по дереву (ливанский кедр и туя) украшена и мебель: большие
и маленькие сундуки - непременные атрибуты дома, спинки кресел и диванов, приземистые шкафы. В небогатых домах резьбу заменяет
грубоватая цветная роспись.
Диваны, диванчики и оттоманки, пуфы и кресла завалены подушками.
Они покрыты полотняными чехлами от белого до темно-песочного цвета или тканью
с африканскими узорами, а могут быть украшены по углам маленькими кисточками из цветной шерсти. В богатых домах диваны обивают
кожей верблюда, а мебель украшают латунными или костяными накладками.
Наряду с резной деревянной, очень популярна и кованая мебель.
Кованые изголовья, с завитками или выполненные в стиле мусульманских минаретов, украшают кровати на фоне белоснежного белья и подушек. Покрывала ткут из шерсти верблюда бежевого или темно-коричневого
цвета.
Кованые стулья, основания столиков, рамы для зеркал,
карнизы и полочки на стенах - все это великолепие ажурного металла, слегка несимметрично, но этот признак ручной работы придает
изделиям дополнительную красоту.
Светильники из латуни или медного сплава, тоже кованые,
покрывают коричневым лаком. А подвесные светильники из резной кожи тонируют хной или соком граната. Приглушенно-коричневые
днем, эти светильники при зажженных лампах отбрасывают узорчатые нечеткие тени, накладывая на интерьер дополнительный световой
орнамент.
Полы внутренних двориков, бортики фонтанов и ступени украшены яркой глазурованной плиткой,
уложенной в виде мозаики, а в комнатах используется керамическая плитка приглушенных тонов: бежевая, песочно-желтая, светло-терракотовая.
Поверх плитки в комнатах и крытых внутренних двориках кладутся разноцветные ковры
- келимы- из шерсти верблюда. Узоры на коврах, мозаичных плитках и резных панелях мебели чаще в виде геометрического орнамента,
реже встречаются растительные мотивы.
Обилие ниш в стенах домов, часто заменяющих шкафы, и посуда в качестве украшения - еще одна особенность типично
марокканских интерьеров. Посуда, как и тысячи лет назад, делается берберскими женщинами по самой примитивной технологии. Тарелки,
чашки и вазы изготавливаются без применения гончарного круга. Вылепленная вручную посуда сушится на ярком солнце или у костра,
а затем полируется камнем. Такую посуду не принято прятать в шкаф, ее ставят в ниши,
развешивают по стенам, а большие вазы, кувшины и чайники ставят на пол. Иногда вазы обтягивают кожей, инкрустируют латунью
и костью. Помимо традиционной глиняной, для украшения стен используется и деревянные резные и медные чеканные блюда и тарелки.
Их искусственно старят, стенки затемняют по краям.
Колорит традиционного марокканского дома, хоть и достаточно яркий, но не пестрый. Сочетание желтых стен,
ярко-синего неба и сочной зелени - снаружи дома, а внутри дома цветовая палитра приглушенная, спокойная: белые стены, графичная
черная кованая мебель или темная деревянная, ковры в терракотовой гамме. Преобладают оттенки песка, натуральной верблюжьей
шерсти, коричневой кожи и темного дерева. На приглушенном фоне особенно изысканно выглядят украшения перегородчатой эмалью,
латунные, перламутровые и янтарные инкрустации, покрывающая столешницы мозаика из мелкой плитки или смальты.
Марокко с его смешением культур и, как следствие, своеобразным смешением стилей дает простор для декораторов,
художников и дизайнеров. Приобретая здесь, чаще всего в Танжере, дома и особняки, они декорируют их, смешивая современные
европейские и традиционные местные детали интерьера. В результате создается еще один "марокканский" стиль, в котором гармонично
переплетаются древние традиции и смелый художественный замысел автора.
В таких домах ковры, вытканные по дизайнерским эскизам с берберским орнаментом, покрывают по-восточному низкие
и широкие диваны, на которых лежит множество ярких подушек, не свойственных традиционным марокканским интерьерам цветов, например,
сочно-красного цвета. А кресло от Корбюзье в стиле конструктивизма мирно
уживается с танжерским светильником из кованого железа, поставленным на пол в виде вазы.
В особняках европейских знаменитостей в Танжере яркая мозаика, покрывающая стены ванной,
цветные витражи дверей, японские ткани на фоне сочных бирюзовых или бледно-лиловых стен соседствуют с характерными марокканскими
коваными светильниками в виде звезд, кованой мебелью и ткаными коврами. А геометрические орнаменты, модные в Марокко еще с
XIII века, украшающие керамику и дерево, сочетаются с комфортной европейской мебелью и современными элементами обстановки.
И все это - Марокко, с его неповторимой красотой и обаянием.
Автор статьи Сомова М.
***
Продолжая тему средиземноморских мотивов в интерьере, в следующем выпуске мы рассмотрим обстановку дома в
Провансе, расположенном на солнечном юге Франции.
***
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
На последней Международной выставке текстиля TEXWORLD 2004, проходившей в Париже в конце февраля, свою продукцию
выставили свыше 600 компаний из 40 стран мира.
Источник: газета "Коммерсант" от 24 февраля 2004 года
***
АНОНС! ИНФОРМАЦИЮ ОБ ЭКСПЕРТИЗЕ, СОГЛАСОВАНИИ ПРОЕКТОВ ПЕРЕПЛАНИРОВКИ И ПЕРЕОБОРУДОВАНИИ ПОМЕЩЕНИЙ, ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ
***
ЗДЕСЬ ВЫ МОЖЕТЕ ПРОГОЛОСОВАТЬ ЗА ТЕМЫ НОВЫХ СТАТЕЙ И ДОБАВИТЬ СВОЮ ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ
|