ЯПОНСКИЙ САД
Уместить в несколько страниц рассказ о таком удивительном
явлении, как японские сады - задача не из легких. Ключ
к пониманию их философии, их благородной изысканности
- национальные и религиозные особенности восприятия
действительности японцами, историческое и географическое
своеобразие этой страны. Религии Японии - дзен-буддизм
и синтоизм - учат тому, что созерцание природы или ее
уголков, преображенных человеком, помогает приблизиться
к постижению основных вопросов бытия. Японцы необычайно
чувствительны к природе, некрасивого для них в мире
нет. Основой национальной религии стало поклонение водопадам,
горам, деревьям. Характерная черта японского менталитета
- умение активно воспринимать любой художественный образ,
домысливая его и сопереживая вместе с автором. Это объясняет
лаконичность и вместе с тем многозначность, символизм,
свойственные японским садам. В отличие от европейского
сада, где все подчинено воздействию на наши органы чувств
посредством цвета или ароматов, японский сад преследует
только одну цель: помочь отрешиться от всего суетного
и обрести душевное равновесие.
На протяжении тысячелетий сменявшиеся эпохи и идеалы
времени порождали различные манеры ландшафтных композиций.
Но, несмотря на их разнообразие, существуют определенные
каноны создания
сада. Он может быть подчинен одной идее - так создаются
сады камней, воды, мхов, времен года. Соответственно
главным "действующим лицом" становятся расставленные
группы камней, или водопад, или различные по цвету и
фактуре мхи, или одинокое дерево на невысоком пригорке,
или круговращение природы в смене времен года. А есть
пейзажные сады. Существуют и смешанные сады, наиболее
популярные в настоящее время. Японский сад тесно связан
с живописью, только материалом служит природа. Как и
живопись, он бывает монохромным и полихромным. И если
сады камней скупы на цвет, то пейзажный сад напоминает
многоцветный свиток или цветную гравюру.
Сама природа Японии во многом объясняет происхождение
стилистики японского сада. Гористая страна с красивым
и разнообразным ландшафтом, где можно встретить скалы
и ручьи, пологие склоны и озера, а также открытые ветрам
морские берега и причудливые формы деревьев, стала достойным
образцом для переосмысленных и одухотворенных миниатюрных
ландшафтов. И вот на ограниченном участке пространства
человеком создается модель мира, которая легче воспринимается
именно благодаря небольшим размерам. Происходит это
в гармонии трех стихий - камня, воды и растений. Камни
отождествляются со скалами, горами, островами. Вода
или заменяющий ее песок - это водная поверхность (водоемы
ассоциируют с озерами, ручейки - с горными реками),
из низкорослых растений составляются композиции, очертания
которых повторяют лесные купы.
Структуру сада задают камни,
и искусство их расстановки - одно из главных в создании
ландшафта. Суть этого искусства в том, чтобы суметь
в каждом камне увидеть свое "лицо" и свою "позу", и
наделить определенной ролью в композиции: он будет лежать,
прислоняться, убегать. По степени декоративной и смысловой
нагрузки группы камней расставляют слева направо, так
обычно скользит взгляд по картине, так же организовано
движение по саду. Камни и валуны означают силу и стойкость.
Будучи неподвижными, они излучают покой, а расположенные
асимметрично, они наиболее созвучны с природой. Со временем
они покрываются патиной, обрастают мхом и лишайником,
что делает их еще более органичными. Каменный сад может
выглядеть так: подушки мха имитируют мягкие очертания
сопок, а волнистые линии на мелком гравии, смешанном
с песком, - подернутую рябью водную поверхность с выступающими
из нее седыми утесами. Его называют также плоским садом
или сухим ландшафтом.
Вода, символ жизни и жизненной энергии, обязательно
присутствует в саду. Как наиболее подвижная из стихий,
она задает характер и настроение сада. Одно из наиболее
любимых японцами творений природы - водопад, перенесенный
в традиционный сад. Его устраивают вдали от дома, но
так, чтобы был слышен его шум. Выбирают большой неровный
камень - это скала, с которой будет стекать вода. По
краям кладут камни меньших размеров, образующие русло
потока. Пруд, отражающий небо и растения на его берегу,
делает малое пространство объемным. Ручей, перепрыгивая
через небольшие валуны, играет солнечными бликами и
делает сад более динамичным. Берега водоемов
всегда изрезаны и живописны: в одном месте они спускаются
к воде покрытыми мхом валунами, в другом - травами.
В пруду устраивают и острова с различной растительностью,
часто соединенные друг и с другом и с берегом разнообразными
мостиками.
Но вода необязательно должна быть настоящей. Часто
ее заменяет засыпанная песком площадка с вычерченными
на ней волнистыми линиями. Рисунок наносится на крупнозернистый
песок или мелкий галечник деревянной доской и широкими
зубьями. Такая песчаная площадка символизирует, кроме
того, тишину и простор и оказывает успокаивающее воздействие
на человека.
С растениями
связана детализация сада. Доминирует зеленый цвет, охотно
используются вечнозеленые породы деревьев. Излюбленные
растения - сосна - символ долговечности, бамбук и другие
злаки, внешняя скромность которых подчеркивает гармонию
общей картины. А из вечнозеленых лиственных пород чаще
всего встречаются камелия, азалия, магнолия. Цветущие
летники и многолетники практически отсутствуют, так
как их внешний вид в течение сезона сильно меняется,
а пестрота цветков мешает сосредоточиться. Если они
и есть, то их яркие пятна немногочисленны (кусты пионов,
куртины или заросли ириса, заводь с лотосами, цветущая
магнолия, серебристые метелки мискантуса, красные плоды
ардизии, падуба или бересклета). Японское топиарное
искусство (искусство фигурной стрижки зеленых
насаждений) позволяет сохранять композицию неизменной,
а периоды цветения, образования плодов и опадания листьев
вносят свой ритм в жизнь сада.
Растительные композиции созданы с расчетом на различное
сезонное звучание, смену одних акцентов на другие: весенние
уступают место летним, а затем осенним сюжетным картинам,
и все это - на доминирующем зеленом фоне. Весной сад
окутывают бело-розовые облака цветущей сакуры, красно-малиново-розовая
пелена цветущих азалий. Слива или вишня отцветут и потеряют
листву, но укроют ковром лепестков или листьев маленький
пруд, а их голые ветки нарисуют красивый узор на фоне
осеннего неба или полной луны. Осень заполыхает костром
из листвы кленов. Внимание всякий раз привлекает растение,
самое интересное в данный момент - это его время, и
им любуются, не отвлекаясь на другие. Затем наступает
время следующих, не менее красивых.
Дорожки извилисты - многочисленные изгибы удлиняют
путь по саду и создают эффект разнообразного пространства.
Пейзаж меняется за каждым поворотом: необычная кладка
мощения, бамбуковая изгородь, каменное изображение Будды
или водный источник, издающий тихое журчание. Размеры
камней и их узор задают ритм шагов, рассчитанный на
неспешную прогулку. Даже над водой делают зигзагообразные
деревянные настилы или переходы из камней, расположенных
под углом друг к другу: так легче идти и легче рассмотреть
водных обитателей. Характерными элементами японских
садов являются мостики: нарочито грубые, выполненные
из камней, уложенных на дно потока, или хрупкие, из
дерева и бамбука, изящно повисшие над зеркалом воды.
В любом японском саду можно встретить каменную пагоду
или каменный фонарь,
которые выглядят как творения природы, вокруг них идет
дорожка, приглашающая вас разглядеть этот предмет.
Сад раскрывается зрителю не только в пространственном,
но и во временном объеме. В нем одновременно ощущаешь
скоротечность мгновений и величавую поступь времени.
Недаром японцы оставляют в садах остовы уже отживших
сухих деревьев, которые соседствуют с молодыми цветущими
или плодоносящими. Под деревьями - ветхие пни, которые
зарастают мхом и папоротниками, а тут же рядом - молодая
поросль. Такие композиции демонстрируют красоту естественного
хода жизни.
В устройстве японского сада действует принцип асимметрии:
ни один из предметов не должен быть равен по размеру
другому, как не должны они быть размещены параллельно.
Благодаря внимательному отношению к деталям и продуманному
расположению необычных и красивых элементов ландшафта
(камень или узор дорожек, сухая коряга или растение,
ручей или водопад, скульптура или фонарь) художник -
создатель сада, рисует пейзаж. Учитывается даже отражение
элементов ландшафта в зеркале воды и рисунок тени, которую
отбрасывают предметы. Создатели сада любят играть не
только цветом, но и фактурой, как, например, в саду
мхов. Кроме форм, красок, линий мир полон запахов и
звуков: запах чистой родниковой воды, пение цикад в
вечерней траве, болтовня ручейка… Звуки, как и запах,
используют при создании сада. Часто японцы сажают возле
дома растения с широкими листьями, например, банан,
чтобы падающие капли доносили до спящего ночью человека
музыку дождя.
Согласно буддистской философии, свободное пространство
не менее, а более важно и ценно, чем заполненное предметами,
так как в нем больше свободы и будущего. В большинстве
плоских садов ему отведена важная смысловая роль - создавать
ощущение безбрежности и бесконечности мира, дать возможность
отрешиться от мыслей во всей полноте. Включение дальних
пейзажей в общую картину сада мысленно разрушает внешнюю
границу территории сада и создает ощущение его бесконечности.
Низкие изгороди храмов и домов, выкрашенные в неброские
тона желтого и коричневого цвета, не мешают восприятию
садовой композиции, а наоборот, часто служат для нее
хорошим фоном.
Особенность, о которой невозможно не сказать - это
растворение пейзажа в интерьере. Произойдя из пейзажной
китайской живописи, японский сад от рождения рассчитан
на взгляд из интерьера. Петляющий ручей протекает сквозь
здание дома.
Примечательны японские дома с раздвижными бумажными
ширмами. Конструкция их стен позволяет легко убрать
границу
между садом и домом, и природа проникает в комнату,
увеличивая объем сада. Оформление комнаты рисунками
в едином стиле с открывающимся пейзажем усиливает этот
эффект. Виды дома заведомо "кадрированы" правильноугольными
пересечениями карниза кровли и столбов веранды. Насквозь
раздвижной японский дом - богатый возможностями видоискатель.
Если вы хотите оформить сад целиком или отдельный его
уголок в этом стиле, совсем необязательно следовать
строгим правилам. Ни климатические, ни почвенные условия
не позволят воспроизвести его точную копию. Правильнее
было бы найти место в саду для создания тихого, обособленного
уголка на природе. Профессионалы
вам подскажут, какие растения, аксессуары или рисунки
на песке помогут "приблизить" ваш сад к стране восходящего
солнца, а вам дадут возможность наслаждаться покоем
в буйном океане будней.
ЗДЕСЬ ВЫ МОЖЕТЕ ПРОГОЛОСОВАТЬ ЗА ТЕМЫ НОВЫХ СТАТЕЙ И ДОБАВИТЬ СВОЮ ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ
|